Загружается...

Логотип Культура Петербурга

Модели кораблей времен I Мировой войны из коллекции Военно-морского музея

16 октября 2021
Модели кораблей времен I Мировой войны из коллекции Военно-морского музея

Об истории взаимоотношений Российской и  Германской монархий рассказывает О. В. Филатов — старший научный сотрудник Центрального военно-морского музея.

В коллекции ЦВММ имени Петра Великого представлены модели кораблей участников 1-й мировой войны, экспонируемые в зале № 7 под названием «Балтийский флот в 1-й мировой войне. 1914-1917 гг.».

Это модели кораблей Балтийского флота России: линейный корабль «Петропавловск», крейсер I ранга «Богатырь», броненосный крейсер «Рюрик», эсминцы «Новик» и «Генерал Кондратенко», дизель-электрическая подводная лодка «Волк», канонерская лодка «Сивуч», тральщик «Запал» и модели кораблей ВМС Германии: эскадренный броненосец «Брауншвейг», бронепалубный крейсер «Кольберг», легкий крейсер «Бремен» и германский миноносец типа «S - 13 - S - 24».

Как известно, 1 августа 1914 года Германия объявила войну России. Ее союзниками были Австро-Венгрия, Италия, Турция и Болгария. Им противостояла Антанта — это Англия, Франция, Россия, Япония, Румыния и вышедшая из союза с Германией Италия.

Верховным Главнокомандующим всех сухопутных и морских сил Российской империи с 20 июля 1914 года по 23 августа 1915 года был великий князь Николай Николаевич, а с 23 августа 1915 года по 2 марта 1917 года в должность вступил император Николай II. 

Портрет адмирала Эссена Николая Оттовича (1860 - 1915), художник В.А. Печатин, 1995 г. Из коллекции ЦВММ им. Императора Петра Великого

Для более ясного понимания истории вопроса необходимо дать краткое описание складывавшейся оперативной обстановки на Балтике и рассказать, какие боестолкновения происходили в те годы между флотами.

В начале войны Балтийский флот (командующий вице-адмирал Н.О. фон Эссен) не имел ни одного современного корабля, кроме вступившего в строй в 1913 году эсминца «Новик». В составе флота были 4 устаревших линейных корабля, 6 броненосных крейсеров; 4 легких крейсера, 21 эсминец, несколько десятков устаревших миноносцев, 6 минных заградителей, 6 канонерских лодок, 13 подводных лодок, несколько тральщиков и другие малые корабли. В кайзеровской Германии, где императором был Вильгельм II, ВМС были в подчинении адмирала Рейнхарда Шеера. В это время германский флот на Балтике (командующий гросс-адмирал Генрих Прусский) имел в своем составе 9 крейсеров, 16 эсминцев и 4 подводные лодки и плюс 1 дивизион тральщиков, но немцы могли в любое время перебросить из Северного моря через Кильский канал и главные силы флота. Противник планировал захват русской столицы.

В ночь с 30 на 31 июля по приказу командующего флотом Н.О. фон Эссена минные заградители «Амур», «Енисей», «Ладога», «Нарова» под прикрытием бригады линейных кораблей «Цесаревич», «Слава», «Император Павел I» выставили минное заграждение на Центральной позиции. Германский флот, получив сведения о Центральной минно-артиллерийской позиции, не предпринял наступательных действий в Финском заливе и ограничился задачей осуществить прорыв в Финский залив. Балтийский же флот оборонял морские подступы к Петрограду и вел активные минные постановки у Данцига, Свинемюнде, Киля, Бремена и других военно-морских баз. Они парализовали движение боевых кораблей и торговых судов противника и вынудили его использовать флот для борьбы с минной опасностью. В противостоянии с русским флотом в 1914 году германский флот на Балтийском море потерял 1 броненосный крейсер, 1 легкий крейсер, 1 тральщик и 9 транспортов, неоднократно прекращались морские сообщения со Швецией и снабжение германской промышленности стратегическим сырьем.

26 августа 1914 года на Балтике в Финском заливе у острова Осмуссаар сел на мель германский легкий крейсер «Магдебург», который был захвачен русскими крейсерами «Богатырь» и «Паллада». Со дна моря была поднята сигнальная книга военно-морских сил Германии с секретными кодами. Впоследствии это оказало значительное влияние на исход боевых действий не только на море, но и на ход войны в целом.

Германский миноносец «S–13 - S-24». Построен в 1913 г. на верфи «Шихау», Эльбинг. Длина – 67, 5 м, ширина – 7, 4 м, осадка – 2, 2 м, максимальная скорость – 37,02 узла.

В ответ 11 октября с немецкой подводной лодки U-26 был потоплен торпедой крейсер «Паллада». В середине октября на Балтику прорвались 2 британские подводные лодки. 17 ноября подорвался на минах и затонул немецкий крейсер «Фридрих Карл». В это же время получили повреждения 3 германских легких крейсера и были потоплены 14 германских грузовых судов. В конце 1914 года в России были достроены 4 новых линкора «Полтава», «Гангут», «Петропавловск» и «Севастополь». Это изменило соотношение сил в Балтийском море. А 25 января 1915 года на минах подорвались и получили повреждения немецкие крейсеры «Аугсбург» и «Газелле». 

Модель бронепалубного крейсера «Кольберг». Немецкий минный крейсер времени 1-й мировой войны. Первый корабль серии четырех однотипных кораблей. (1908). Участник боевых действий на Балтийском море. 

19 июня 1915 года произошёл Готландский бой между русским и немецким отрядами крейсеров, в результате был потоплен немецкий минный заградитель «Альбатрос». 

8 августа 1915 года немецкие силы, в составе 7 линкоров, 6 крейсеров, 24 эсминцев и 14 тральщиков, через Ирбенский пролив попытались прорваться в Рижский залив.

Им противостояли броненосец «Слава», канонерские лодки «Грозящий», «Храбрый», «Сивуч», минный заградитель «Амур», 16 эсминцев и дивизион подводных лодок. В 4 часа утра немецкие тральщики начали делать проход в минном поле. Но с воздуха их обнаружили русские самолёты, и вскоре к месту сражения подошли канонерские лодки «Грозящий» и «Храбрый» и эсминцы, открывшие огонь по тральщикам. А в 10 часов 30 минут броненосец «Слава» вступил в артиллерийскую дуэль с 2-мя немецкими броненосцами – «Эльзас» и «Брауншвейг». Потеряв 2 тральщика Т-52 и Т-58 на минах, немцы отказались от попытки прорыва. С 10 по 15 августа минный заградитель «Амур» поставил дополнительное минное поле в Ирбенском проливе. 16 августа немецкие силы повторили попытку прорыва через Ирбенский пролив. В течение дня немцы протралили Ирбенский пролив, но при этом потеряли тральщик Т-46. «Слава» была вынуждена отойти после боя с немецкими линкорами «Нассау» и «Позен». Под покровом ночи с 16 на 17 августа германские эсминцы «V-99» и «V-100» проникли в Рижский залив, но в бою с русским эсминцем «Новик» «V-99» был повреждён, подорвался на минах и был затоплен экипажем. Днем 17 августа «Слава» снова вступила в бой с линкорами «Нассау» и «Позен», но получив 3 попадания, отошла к Моонзунду. 19 августа немецкий эсминец «S-31» подорвался на минах и затонул. Тогда же британская подлодка Е-1 торпедировала немецкий крейсер «Мольтке». После неудачи германские силы ушли из Рижского залива. 

20-го августа под городом Пернов русские отбили германский десант и взяли трофеи. В период с 9 по 11 ноября 1916 года 10-я флотилия германских эсминцев в ходе набега в Финский залив на минных заграждениях потеряла 7 кораблей из 11 новейших эсминцев. 

С 12 по 20 октября 1917 года произошло сражение между немецким и русским флотом за Моонзундские острова. Немцы высадили десант на острова Эзель, Моон и Даго, захватили их и, протралив минные заграждения в Ирбенском проливе, прорвались в Рижский залив, но потеряли 9 кораблей и далее не прошли через фарватер, поскольку русские моряки, затопив в нем броненосец «Слава», полностью перекрыли его.

Итак, самые крупные сражения на Балтийском море, в которых принял участие Балтийский флот: Гогландский бой – 19 июня 1915 года, атака на Рижский залив – 8-19 августа 1915 года, Моонзундское сражение – 12-20 октября 1917 года.

После Октябрьской революции по Брест-Литовскому мирному договору русская армия и флот вынуждены были оставить береговые укрепления в Финляндии и Эстонии. В мае 1918 года по инициативе командующего флотом капитана 1 ранга А. М. Щастного состоялся Ледовый поход Балтийского флота: корабли были выведены через льды из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт, и флот был спасен. Самого командующего флотом А. М. Щастного позже расстреляли как врага Советской власти. Здесь надо вспомнить, что и в истории флота Германии были значимые победы. В сражении при Коронеле германской эскадрой была разбита британская эскадра, что стало первым крупным поражением королевских ВМС Великобритании за более чем сто лет. Эта германская эскадра была позже потоплена в сражении у Фолклендских островов, но в Ютландском сражении кайзеровским ВМС удалось потопить больше британских судов, чем было потеряно немецких. ВМС Германии первыми в мире начали в значительном объеме применять подводный флот – к концу 1-й мировой войны в состав флота вошли 375 подводных лодок. 21 июня 1919 года в бухте Скапа-Флоу немецкие моряки в течение 5 часов затопили 10 линкоров, 5 линейных крейсеров, 5 лёгких крейсеров и 32 эскадренных миноносца, чтобы они не достались победителям.

В заключение следует подчеркнуть, что модели кораблей времен 1-й мировой войны представляют собой произведения искусства, выполненные не только мастерами из России, но и из Германии и Англии.

Модель броненосного крейсера российского императорского флота «Рюрик II». Построен в Англии на верфях компании Vickers в городе Барроу-ин-Фёрнесс. Вступил в строй в июле 1909 года. «Рюрик» был флагманом Балтийского флота и в 1-ю мировую войну.

Так, например, модель бронепалубного крейсера «Рюрик», построенного в Англии на верфи в городе Барроу-ин-Фёрнесс, создана моделистами фирмы Vickers. Стол и футляр модели сделаны из красного дерева и украшены резьбой. Детально представлена и архитектура самого корабля. Масштаб модели 1:48. Модели же немецких кораблей исполнены руками немецких моделистов на верфях Киля и Бремена. Надо отметить, что специалисты при создании моделей принимали во внимание место расположения и носовых украшений. Как правило, и это видно на самих моделях, на немецких кораблях носовые украшения исполнены в виде щитов и располагаются на носу корабля по правому борту, но чуть сдвинуты от центра носовой части корабля в сторону кормы. А на русских носовые украшения выполнены в виде двуглавых орлов и расположены прямо по центру носа корабля. Модели кораблей стран-участниц 1-й мировой войны на Балтийском море дают понимание об уровне судостроения в Англии, Германии, России. Здесь важно подчеркнуть, что биографии некоторых из моделей кораблей раскрывают нам еще и другую составляющую службы корабля — военно-дипломатическую. Например, биография бронепалубного крейсера «Любек» — такого же типа, как «Бремен» и из этой же серии, но с паровыми турбинами — примечательна тем, что он выполнял и военно-дипломатические задачи. Известен такой исторический факт: во время 1-й русской революции 1905 года только что построенный «Любек» крейсировал в Финском заливе с задачей спасти русского царя и его семью, если ему не удастся удержать власть в Петербурге. 

Модель легкого крейсера «Бремен», изготовлена в модельной мастерской судостроительного завода «Везер» в Бремене, 1904 год. М 1:50. 

Парадокс в истории военно-дипломатических отношений между Германией и Россией состоит в том, что до революции 1905 года император Германии Вильгельм II как бы дружил со своим двоюродным братом императором России Николаем II и даже готов был принять участие в спасении царской семьи в случае победы революции в 1905 году. В подтверждение дружеских намерений императору России неоднократно преподносились многочисленные дорогостоящие подарки. Так, один из них представлен в нашем музее. В 1902 году русский царь получил дипломатический подарок — модель эскадренного броненосца «Брауншвейг», построенного в Киле в 1902 году. В музей она поступила в 1903 году.

Модель эскадренного броненосца «Брауншвейг». Изготовлена в Киле (Германия) в 1902 году. В 1902 году была подарена Вильгельмом II русскому царю. М 1:50 н. в. Инв. № 88. 

Видимо тогда этим кайзер хотел еще раз показать русскому царю мощь своего флота и указать на опережающее развитие Германии как владычицы морей, с которой России следует дружить, а не соперничать. А когда затея провалилась, дипломатия закончилась — началась война. Ее последствиями стала гибель двух империй и миллионов людей в Гражданскую войну в России, и, как результат, — победа диктатуры пролетариата. Сегодня историю отношений Российской и Германской монархий до начала 1-й Мировой войны, ход самой войны и ее последствия иллюстрирует коллекция моделей кораблей ЦВММ имени императора Петра Великого.


Олег Васильевич Филатов — старший научный сотрудник Центрального военно-морского музея


Поделиться статьей:
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Еще статьи: