Фото: Ирина Иванова
Репортажи и рецензии

28 октября 2022 года

Египет в Эрмитаже

Древний Египет считается колыбелью культуры всего человечества. Среди многочисленных историзмов и ориентализмов только увлечение Египтом заслужило название «Египтомания». Его наследие можно посмотреть и в Эрмитаже.


На Университетской набережной находятся Сфинксы из Древнего Египта с ликом фараона Аменхотепа III, которым около 3500 лет. Они были найдены при раскопках в Египте и с приключениями оказались в Санкт-Петербурге. Сфинксы стали излюбленным сюжетом живописцев и одним из символов Санкт-Петербурга.

Египетское наследие можно увидеть и в Эрмитаже.


Египетский зал


Эрмитаж был дворцовым музеем, и политика формирования собрания определялась в первую очередь вкусами его владельцев, которые ни Египтом, ни Древним Востоком в целом не интересовались. Экспонаты загадочной страны поступили в коллекцию, когда в 1825 году прибывший в Санкт-Петербург миланский коллекционер Франческо Кастильоне предложил приобрести его собрание.

Египетский музеум, первый в мире из таких специализированных учреждений, был создан в Кунсткамере. После открытия в 1852 году здания Нового Эрмитажа в нем был создан небольшой Египетский кабинет. В 1862 году Египетский музеум был закрыт, а его собрание передано в Эрмитаж, где впервые был создан полноценный Зал ассирийских и египетских древностей.

Экспозиция Египта в Эрмитаже. 2022. Фото: Ирина Иванова

Незадолго до войны в 1940 году главный архитектор Государственного Эрмитажа Александр Сивков предложил создать в музее Египетский зал. Ценности одной из самых загадочных цивилизаций мира, которые собрал один из хранителей музея — Владимир Георгиевич Бок, легли в основу постоянной экспозиции и стали доступны для всеобщего обозрения. Некоторые реликвии еще до этого разыскал и привез в Россию путешественник и государственный деятель А. С. Норов.

На месте главного буфета Зимнего дворца появилось отдельное тематическое пространство, посвященное древнему государству, недалеко от Иорданской лестницы. Начать знакомство можно с холла № 100 на первом этаже здания Нового Эрмитажа. Сегодня памятники культуры и искусства Египта занимают 3 зала 1-го этажа в конце анфилады правого крыла. Постоянная выставка Древнего Египта позволяет посетителям проследить развитие древней цивилизации с конца 4-го тысячелетия до нашей эры до 1-го тысячелетия н. э.

Фото: Ирина Иванова


Египтомания в 2022 году


28 октября 2022 года в Николаевском зале и Аванзале Зимнего дворца открылась временная выставка «Египтомания. К 200-летию дешифровки египетских иероглифов Жаном-Франсуа Шампальоном». В двух парадных залах представлено более 700 памятников египетского стиля: скульптура, живопись, мебель, камнерезное и ювелирное искусство и даже костюмы. Многие из экспонатов предстали и впервые, и вместе, поскольку участие в выставке приняли многие музеи города: Всероссийский музей А. С. Пушкина, Кунсткамера, Государственный музей городской скульптуры, ГМЗ «Павловск», ГМЗ «Петергоф», ГМЗ «Царское село» и другие.

Аванзал. Фото: Ирина Иванова

Французский востоковед Жан-Франсуа Шампольон (1790 — 4 марта 1832) считается основателем египтологии. Благодаря проведенной им расшифровке текста Розеттского камня 14 сентября 1822 года стало возможным чтение египетских иероглифов. После долгих исследований ученому удалось отождествить все знаки в некоторых именах в иероглифической надписи на Розеттском камне. 14 сентября 1822 года Шампольону удалось распознать имя Рамсес и Тутмос. Он написал свое знаменитое письмо с изложением результатов постоянному секретарю Французской академии Бон-Жозефу Дасье, которое знаменует собой начало египтологии.

На выставке представлены:

  • первые издания монографии Шампольона «Египет при фараонах»;
  • «Письмо господину Дасье» с подлинными литографиями 1822 года.

На экспозиции также экспонируются публикации предшественников Шампольона по дешифровке, издания словаря и грамматики египетского языка. Подлинные древнеегипетские памятники демонстрируют одну из древнейших в мире систем письма, имевшую три разновидности: иероглифическую, иератическую и демотическую.

Фрагмент надписи Нового царства. Известняк. Фото: Ирина Иванова

Миниатюрная книга посередине. Хорапаллон, предполагаемый автор сочинения о египетских иероглифах, дошедшего в греческом переводе некого Филиппа под названием «Иероглифика» ( IV в. н.э.). Издание выпущено в Париже (1551) Фото: Ирина Иванова

Пирамида Рера. Известняк, охра. Древний Египет. Из Кунсткамеры Фото: Ирина Иванова

В Аванзале находятся комплексы экспонатов на античную и библейскую темы.

Фрагмент блюда «Переход евреев через Че́рмное море». Медь, эмаль, бронза. Франция. Вторая половина XVI века Фото: Ирина Иванова

Тема трагической судьбы последней царицы эллинистического Египта Клеопатры пронизывает все пространство. Ее жизнь, пир, смерть в картинах и скульптурах...

Слева: Якоб Йорданс (1593 – 1678), Пир Клеопатры. Справа: Пьер Миньяр (1612 – 1695), Смерть Клеопатры (1635). Фото: Ирина Иванова

Целый раздел выставки посвящен Египетскому походу Наполеона Бонопарта (1798 – 1801). Компания по завоеванию Египта длилась всего три года и с военной точки зрения была неудачной, но она оказала большое влияние на геополитические и художественные процессы. Так был опубликован монументальный труд «Описание Египта», где воспроизведены настенные рисунки гробницы Пахери, памятники древних Фив и архитектура.

Египтомания повлияла на ампир, главный стиль наполеоновской империи. Для выставки музей-усадьба «Кусково» предоставила знаменитый Египетский сервиз, который Наполеон подарил Александру I в знак союзничества после заключения мирного Тильзитского мира.

Египетский сервиз. Бисквит, металл, фарфор; роспись надглазурная кобальтом, роспись сепией, золочение. Франция. Севрская фарфоровая мануфактура. 1804-1808 гг. Поступление: 19254, 1926 г., из Оружейной палаты Московского Кремля. Музей-усадьба «Кусково». Фото: Ирина Иванова

Часть выставки посвящена теме русской египтомании и влиянию египетского искусства на формирование облика Санкт-Петербурга на примере гравюр, рисунков, жизни театра, старинных и современных снимков.

Сфинксы

Сфинкс. Фото: Ирина Иванова

Пара сфинксов. Фото: Ирина Иванова

Мотивы Египта в мебели

Диван. Фото: Ирина Иванова

Экспонат экспозиции о Египте. Фото: Ирина Иванова

Мотивы Египта в ДПИ

Посередине Ваза «Египтянин» Майолика, полихромные глазури Автор проекта М. А. Врубель Справа Верхняя часть статуи Аменемхета II. Древний Египет. Среднее царство. Фото: Ирина Иванова

Обелиски с гербами Российских губерний. Императорская Петергофская гранильная фабрика. Не ранее 1784 года Фото: Ирина Иванова

Ваза с основанием в виде фигуры египтянке. 1810 - 1820-е Императорский фарфоровый завод. Фото: Ирина Иванова

Мотивы Египта в театре

Макет декорации к балету «Дочь фараона» Ц. Пуни по эксизу О.-К. Аллерги. 1922 Фото: Ирина Иванова

Театральная одежда с египетскими мотивами. Фото: Ирина Иванова

Эскизы. Фото: Ирина Иванова

Головной убор. Фото: Ирина Иванова

До 9 апреля 2023 года

Фото: Ирина Иванова

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

16.05

Михаил Зощенко: «Вообще писателем быть очень трудновато»

Книги
15.05

Как Булгаков менял названия своих произведений?

Кирилл Казачинский подготовил книжный обзор ко Дню рождения Михаила Булгакова.

Книги
23.04

Сладкое бремя славы

Кирилл Казачинский подготовил книжный обзор о супергероях.

06.05

Следствие ведут попугаиха и цыпленок

Книги

Когда настоящее растворяется в прошлом

Наш обозреватель Кирилл Казачинский подготовил новый книжный обзор.

Смотреть все