Ксения, ленинградский блюз и чешуя ангела...
Репортажи и рецензии

14 февраля 2024 года

Ксения, ленинградский блюз и чешуя ангела...

Фото: нейросеть.

Поздравляю Вас с Международным днем дарения книг! Да, да, ежегодно, начиная с 2012 года, 14 февраля в более чем в сорока странах отмечается Международный день дарения книг. Это событие объединяет всех: влюбленных, дарителей, одариваемых, книголюбов, издателей, читателей и писателей! 

Фото: нейросеть.

Радостно, что есть такой воистину великий праздник, который стал международным не только благодаря своей идее, но и потому, что вышел из народа, то есть инициатива его появления принадлежит обычному человеку. Сегодня 14 февраля книги дарить принято, в первую очередь, детям, а также тем, чьи возможности по доступу к литературе по тем или иным причинам ограничены.

Однако не только дети любят читать. К счастью, еще очень много взрослых ценят те чувства и эмоции, которые дарит читателю автор. И тут хотелось бы обратить ваше внимание на несколько любопытных произведений, в которых Петербург играет далеко не последнюю роль.

 Фото: bookvoed.ru.

«Том с привидениями» — Москва: Издательство «Форум», 2005. — 480 с.: (серия «Другая Сторона»).

Странно скажете вы, какое отношение может иметь к нашему городу вышедший в серии «Другая сторона» сборник, да еще и с таким названием. ... Однако в издании напечатана одна из моих любимых вещей, повесть «Ксения», в которой чудесный писатель Далия Трускиновская создала ажурное литературное переложение жития блаженной Ксении Петербургской, одной из самых почитаемых русских святых. В мистической составляющей этой повести присутствует не только много добрых, волшебных историй, но и очень много Петербурга.

Вообще Далия - человек разносторонний. В «Ксении» ее изумительно богатый язык переплетается с прекрасной историей любви, а также рассуждением том, чем мы готовы платить за чужие ошибки и право на прощение. Каноническая история Ксении Петербуржской потрясает и пугает одновременно.

Причем формальная сторона повести вполне соответствует исторической действительности: была такая Ксения Петрова, очень любила своего мужа, певчего хора, а после его внезапной смерти без покаяния, заявила, что это Ксения умерла, а она - это Андрей. Раздав свое имущество, девушка отправилась бродить по городу, своими добрыми делами, искупая грехи мужа. Автор, ни в чем не отступая от легенды, сумела придать ей захватывающую интригу, психологическую глубину и достоверность, насытить цветами, звуками и запахами, показать картину имперского Петербурга, складывающуюся из множества ярких деталей.

В повести за героиней идет ангел, теряя перья со своих крыл и пачкая ноги в петербургской грязи. Он ждет, что однажды женщина сможет простить Богу смерть любимого. И у них обоих — у Ксении и ангела — нелегкая дорога.

Если вы считаете, что женская вера – это лишь свечки в руках наивных старушек-богомолок, не откажите себе в удовольствии немного разрушить иллюзии, возьмите книгу и почитайте о том, что женской вере присуща ярость там, где у мужчин возобладает смирение. А еще проникнитесь великолепными образами ангелов-хранителей, их беседами и самопожертвованием одного из них.

У Далии получилась удивительная притча, история духовного перерождения, написанная с драматизмом и интригой добротного детектива. При этом Трускиновская рассказывает свою историю «плавном слогом», имеющим вкус вишневой наливки и дающим ощущение от прочтения томика любимого классического писателя.

Это второе книжное издание. Помимо сборника, эта небольшая повесть выходила еще в паре собраний писателя, несмотря на то, что, по моему мнению, «Ксения» достойна издания отдельной книгой.

 Фото: bookvoed.ru.

Тимур Максютов «Чешуя Ангела»— Москва: Издательство «Городец», 2021. — 400 с.: (Mystic & Fiction — «Ветер мечты).

Второй книгой хочу представить вышедший в серии (Mystic & Fiction — «Ветер мечты») роман Тимура Максютова. С этим произведением у читателя наверняка возникнет серьезная проблема: на какую «жанровую» полку его ставить? Что это: современный детектив? Мистический триллер? Военная (и околовоенная) сага? Криптоистория? Городское фэнтези? Современная притча?

Все означенное там есть... но есть и многое другое. Потрясающее сплетение фантасмагории и реальности, достоверной до скрипа. Причем разного - от скрипа песка на зубах тех, кто спешит под самое небо по выжженному горному серпантину – до скрипа снега под шинами грузовика, везущего мертвецов по улицам блокадного Ленинграда.

Роман умный, неформатный, динамичный, написанный вкусным языком, с кучей красивых аллюзий, да еще и позитивным посылом, качественным морально-этическим стержнем. 

А начинается история в детективном стиле: главный герой хочет узнать, кто он такой и почему почти не помнит своего детства, зато очень хорошо помнит, как умирал – причем многократно. И почему ему снятся странные сны об этом и о том, как он проживает чужие вроде бы жизни. 

Этот человек – наш современник. Не сумев справиться с задачей самостоятельно, он обращается к частному сыщику, профессиональному историку, с просьбой о помощи.

А вот дальше начинается мистика, времена переплетаются, сменяют друг друга, наслаиваются, отражаются, перетекают друг в друга, мелькают словно цветные стеклышки в калейдоскопе, и с каждым поворотом колеса в реальность все настырнее вторгается сказка. Сказка не в смысле молочных рек с кисельными берегами – сказка как выход за грань, прыжок в неизведанное и непознанное, принятие в качестве данности того, чего вроде бы не просто не существует, а по определению не может существовать.

А когда в этой истории появляется ангел, сразу встает вопрос: что есть бессмертие — дар или проклятие? И почему дорога героя лежит от древней памирской пустыни через блокадный Ленинград в наши дни?

И хотя ангелы, по мнению большинства, служат спасению рода человеческого, иногда тяжелые проступки подопечных доводят до того, что, устав от бессмысленных трудов, защитники сжигают крылья дочерна, обрастают чешуей, и заставляют людей расплатиться за свои прегрешения глобальными катастрофами, пандемиями и мировыми войнами.

В романе Максютова ангел-губитель появляется не один, а в одно время со своим собратом, антагонистом, концентрирующим в себе неиссякаемую любовь к людям.

Эта книга - лауреат премии «Интерпресскон 2022 года», признанная лучшей фантастической публикацией крупной формы (роман).

 Фото: bookvoed.ru.

Дмитрий Каралис «Чикагский Блюз» - Санкт- Петербург: Издательство «Геликон Плюс», 2010. — 228 с.:

Заканчивая обзор, третьим произведением хочу рассказать о романе великолепнейшего петербургского писателя Дмитрия Каралиса. В свое время мне очень повезло – я услышал радиопостановку по нескольким рассказам автора, с которых начинается этот роман, и захотел почитать другие работы Дмитрия.

«Чикагский блюз» повествует о забавных историях из жизни братьев-близнецов, один из которых — крупный ученый, второй — доцент вуза. Причем рассказ ведется от лица мальчика Кирюши. Родители, дети, внуки, спаниель Чарли и кошка Сильва, поездка на рыбалку, покупка катера и продажа фамильной реликвии, приобретение по случаю комплекта музыкальных инструментов и приход в гости «космонавта»... — это маленькая семейная сага с добрым уютным миром, в который хочется окунуться, чтобы жить вместе с героями. Меня после прочтения очень вдохновил эпилог, который я хочу частично процитировать:

«.....Этих людей уже нет на белом свете, как нет и меня: бойкого мальчика Кирюши, застенчивого молодого человека Кирилла, задумчивого мужчины Кирилла Сергеевича — под этим именем живет другой человек. 

Нас, прежних, нет, и никогда больше не будет — мы остались в своих временах, словно вмерзшие в капельку янтаря букашки. Наши тени застыли в прошлом и оживают лишь на мгновение — при встрече старых друзей и родственников. Мы смотрим обрывки лишь нам понятного фильма, узнаем известных лишь нам героев, наш визит в прошлое кратковременен и щемит душу.....»

Добротный кусок ушедшей ленинградской жизни, увиденный глазами младшего представителя семьи - Кирилла, охватывает период с его отроческого 15-летнего возраста и заканчивая зрелостью, просто не может оставить равнодушным. В романе, как и в жизни, тесно переплетаются юмор и грусть, радости и печали, встречи и расставания. Во все времена «Чикагский блюз» бесконечен, как самая длинная река...

Кстати, несмотря на то, что напечатанный роман состоит из двенадцати глав, в одном из изданий я нашел еще одну главу, которая украшает электронную версию произведения на популярном ресурсе. Я бы очень хотел увидеть эту главу напечатанной в расширенном варианте, и буду надеяться, что это случится.

Представленная здесь книга оформлена замечательным петербургским художником и музыкантом Сергеем Лемеховым, к сожалению, уже ушедшим от нас. Его иллюстрации прекрасно сочетаются с повествованием, придавая изданию дополнительное изящество. 

Открывая книгу, будьте готовы услышать историю нашей жизни и жизни Ленинграда и окрестностей, вписанных в джазовую мелодию с ломающимся ритмом. «Вдыхая» эту музыку, перефразируя писателя - вы увидите город, которого нет. Очень рекомендую почувствовать этот ушедший дух Ленинграда. Хорошего Вам чтения! И еще раз – с праздником!

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

16.05

Михаил Зощенко: «Вообще писателем быть очень трудновато»

Книги
15.05

Как Булгаков менял названия своих произведений?

Кирилл Казачинский подготовил книжный обзор ко Дню рождения Михаила Булгакова.

Книги
23.04

Сладкое бремя славы

Кирилл Казачинский подготовил книжный обзор о супергероях.

06.05

Следствие ведут попугаиха и цыпленок

Книги

Когда настоящее растворяется в прошлом

Наш обозреватель Кирилл Казачинский подготовил новый книжный обзор.

Смотреть все