Летающий альтист и славянские мифы дачных поселков
Репортажи и рецензии

13 января 2024 года

Летающий альтист и славянские мифы дачных поселков

Фото: нейросеть.

Если посмотреть на дату 13 января, мы увидим два очень разноплановых, но от того не менее значимых праздника.

Фото: нейросеть.

Во-первых, отмечается День российской печати, который связан с исторической датой — началом издания первой российской печатной газеты. В 1703 году по указу Петра I вышел в свет первый номер русскоязычной газеты «Ведомости». Причем в подготовке издания принимал участие и сам самодержец, который отбирал материал для публикации, проверял качество переводов и производил корректуру.

 Фото: нейросеть.

Во-вторых, в этот день празднуют канун Старого Нового года, а по народно-христианской славянской традиции День святой Маланьи, который в разных частях нашей большой страны называли также Васильев вечер, Щедрый день и Овсень. Но при любом названии этот день был занят приготовлением к праздничному, как правило, обильному застолью. Поскольку верили, что, чем изобильнее и разнообразнее будет стол, чем радостнее и добродушнее посиделки, тем более благополучным окажется год.

 Фото: нейросеть.

Сегодняшний обзор будет посвящен не традиционным трем, а четырем произведениям. Причем трое из авторов пришли к созданию романов и повестей из журналистики (поэтому их включение в подборку актуально в День печати). А книга четвертого писателя целиком посвящена зимнему Петербургу.

 Фото: fanlab.ru

Павел Нилин «Жестокость. Испытательный срок. Последняя кража» — СПб: Издательство «Азбука», 2016. — 512 с. («Азбука-классика (pocket-book) — Классика XX века»).


В свое время в серии «Азбука-классика (pocket-book) — Классика XX века» выходил сборник очень ярких произведений (две повести и рассказ). Все они хорошо известны читателям среднего и старшего поколения, и достаточно давно уже не переиздавались (я нашел лишь издание 2016 года и то в мягкой обложке). Но ранее эти книги выходили в свет довольно часто. Одну из этих повестей, а именно «Испытательный срок», привез мне в детстве на дачу отец. Персонажи в книге были выписаны так ярко, что я заинтересовался писателем и вообще описанным периодом.

Все произведения трилогии посвящены работе уголовного розыска в Сибири в начале 20-х годов XX века. Причем выстроена книга в хронологическом порядке, а не в порядке написания своих частей (надо сказать, что завершающий рассказ вышел в далеком 1937 году, а повести, описывающие более ранний период, гораздо позже - в 1955/56).

Писатель Павел Филиппович сам работал в сибирском «УГРО» и свой путь журналиста начинал именно из этой части нашей страны. В свое время считалось, что вся социально ориентированная литература началась именно с Нилина. В последние годы этот автор незаслуженно забыт, хотя его произведения особенно важны именно сейчас. Ведь они рассказывают о том, как важно оставаться человеком в любой жизненной ситуации. Срез того времени схвачен острым взглядом и описан настолько мастерски, что за приключениями Егорова, Жура и других участников хочется следить, не отрываясь.

 Фото: fantlab.ru

Владимир Орлов «Альтист Данилов. Аптекарь» — СПб,: Издательство «Азбука, Азбука Аттикус», 2022. — 928 с.: («Русская литература. Большие книги»).


Под номером два хочу представить вышедший недавно в серии «Русская литература. Большие книги» сборник романов (включающий рассказ-приквел), где можно прочитать забавные истории, случившиеся в Москве на излете советской поры.

Все эти произведения щедро сдобрены мистикой. Автор показывает, что пока суетливый, авантюрный и шумный город преображается, за будничной неразберихой скрывается движение незримых сил. И здесь находится место и демону-музыканту, который время от времени развлекает себя полетом к Останкинской башне, сопровождая движение разрядами молний, и рабу бутылки, берегине Любови Николаевне, способной самовольно, на свой вкус, меняет жизнь граждан, скинувшихся на «пузырь».

«Альтист Данилов» - это легкая, забавная история, полная тончайших наблюдений и размышлений, в произведении есть и безудержный полет фантазии, и острая социальная сатира, а прочтение романа оставляет ни с чем несравнимое «послевкусие», как будто где-то что-то мелодично и тихо прозвенело.… Как не высокопарно звучит, эта книга о вечных ценностях и о большой любви, являющейся основой любого творчества. Много лет назад это произведение выходило в журнале «Новый мир». И я очень рад, что замечательный русский писатель, обладающий настоящим творческим даром, не был забыт.

В романах Владимира чувствуются отголоски произведений Гофмана, Гоголя и Булгакова, но при этом автор «Аптекаря» имеет свой собственный неповторимый голос и статус классика современной литературы.

 Фото: fantlab.ru

Дарья Бобылёва «Вьюрки» - Москва: Издательство «АСТ», 2022. — 412 с.: (Книги Дарьи Бобылёвой).


Третье произведение, о котором я хочу рассказать, выходило в серии «Книги Дарьи Бобылёвой». Автор молодой, но мастерски владеющий словом. В романе реалии современных дачных поселков искусно переплелись со славянскими мифами.

Представьте себе – дачный отдых, шашлыки, речка, запах травы, послеполуденный зной…. Чего больше всего хочется в такой день городскому человеку? Может быть, скрыться среди уютной зелени? Но воплощение этой мечты чреваты для героев страшными последствиями… история постепенно превращается в кошмар.

Что, если ты НИКОГДА не сможешь покинуть свою дачу? Связи нет, дорога упирается в лес, соседи ведут себя странно, и лето — чертово лето! — никак не кончается...

Роман вошел в лонг-лист премий «Большая книга», «Ясная Поляна», «Интерпресскон» и получил премии «Новые горизонты» и «Мастера ужасов».

Книга замечательная, смешная и ужасающая, выплескивает на читателя и ставит с ног на голову, казалось бы, простые и неоспоримые истины. Поневоле задаешься вопросом – где бережливость перерастает в жадность, как уберечься от попадания в замкнутый круг, и наконец, как покинуть дачу?

Это достойная переработка или, вернее сказать, проработка народных поверий, концентрированно собранных в одном произведении. Поэтому роман можно читать на нескольких уровнях. Как яркую копилку летних впечатлений, с которой приятно заново пережить самые беззаботные недели года. Как страшную сказку с загадками, показывающую дачную жизнь с той стороны, какая не видна человеческому глазу. Или как психологическую притчу о том, что делают с человеком подавленная обида, скрытая враждебность и тайный страх, когда герой теряет контроль над чувствами. Дарья Бобылёва написала фольклорный триллер, в котором водяные, лесные, домовые сущности не выглядят такими уж нелюдями, в сравнении с дачниками, готовыми извести друг друга за компост и сорняки, по навету или от тоски.

 Фото: Ozon.ru

Георгий Иванов «Китайские тени. Мемуарная проза» - Москва: Издательство «АСТ», 2013. — 778 с.: («Мемуары русского зарубежья»).


Вот и праздничный подарок. В серии «Мемуары русского зарубежья» в свое время был выпущен том «Китайские тени. Мемуарная проза» (самый полный на сегодняшний день сборник мемуарной прозы Георгия Иванова).

Мне очень нравятся стихи и мемуарная проза Георгия Иванова, названного когда-то самым молодым поэтом Серебряного века и единственным великим поэтом русской эмиграции. Но прославился он не только великолепными стихами, но и своими воспоминаниями. В книгу "Китайские тени. Мемуарная проза" вошли его очерки и воспоминания о других гениях того же периода. Кроме того, произведения Иванова передают тоску по родине, испытываемую им в эмиграции.

Тонко подмеченные нюансы и отточенность хлестких формулировок поражают даже современного читателя. Хотя сто лет назад после публикации отдельных очерков в прессе появлялись гневные отповеди Марины Цветаевой, Анны Ахматовой и Игоря Северянина. Но никто не оспаривал, что «воздух эпохи» Иванов передал идеально, а также то, что ему удалось ухватить самую душу «столицы столиц», города-мифа, описанного уже оттуда, из «эмигрантской были».

Георгий писал о «Бродячей собаке» и «Цехе поэтов», Блоке и Гумилёве, Анне Ахматовой и Осипе Мандельштаме, Сергее Есенине и Сергее Городецком – всем том, что являлось ушедшей на дно Атлантидой, именуемой когда-то «блистательный Петербург».

Именно издание 2013 года считается наиболее полным и вобравшим в себя все известное наследие Иванова, просвещенное городу, которого нет. Читателю предлагается прогуляться по тому самому Петербургу, а потом Петрограду, который автор покинул в 1922 году, и увидеть мир глазами классика.

 

 

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Книги
15.05

Как Булгаков менял названия своих произведений?

Кирилл Казачинский подготовил книжный обзор ко Дню рождения Михаила Булгакова.

Книги
23.04

Сладкое бремя славы

Кирилл Казачинский подготовил книжный обзор о супергероях.

06.05

Следствие ведут попугаиха и цыпленок

Книги

Когда настоящее растворяется в прошлом

Наш обозреватель Кирилл Казачинский подготовил новый книжный обзор.

Театр
12.04

«Нью-Йорк...Нью-Йорк...» мюзикл по О'Генри в «Мимигрантах»

Смотреть все