По дорогам прошлого
Репортажи и рецензии

26 декабря 2023 года

По дорогам прошлого

Уважаемые пассажиры, начинается посадка на фирменный поезд №1 «Латвия» Москва-Рига. Поезд находится у платформы номер один. Нумерация вагонов начинается с головы состава.

Голос проводницы фирменного поезда еще долго звенел у меня в голове, как и мысли, возникшие после просмотра постановки театра «Балтийский дом» по одноименному роману Павла Санаева «Хроники Раздлобая».

Спектакля такого формата ранее мне видеть не доводилось. Войдя в зал, сразу окунаешься в атмосферу того времени. Перед глазами не пустая сцена и тем более не занавес. Оркестр, музыка, огни, актеры, свободно передвигающиеся по сцене, минимальная, но очень необычная реквизитная подборка – все это располагает к происходящему в театре и подогревает к нему интерес.

Действие начинается также динамично и интересно. Все происходит настолько быстро, что зритель не успевает следить за актерами. Хочется проводить взглядом каждого, уловить особенности игры всех персонажей, но их слишком много, как и динамики в постановке.

Я долго не могла понять, почему главный герой - Раздолбай. Ничего сверхраздолбайского я в нем поначалу не увидела. Это обыкновенный юноша, очень энергичный, импульсивный и вспыльчивый. Да, его не интересует ситуация в стране, окружающие проблемы и вопросы. Единственный объект его интересов – Диана. Но что в этом такого? Когда, если не в этом возрасте, думать о Дианах? И мало ли таких «узкозаинтересованных» людей сейчас? Мне кажется, что очень много.

«Пирамида потребностей», которую раскрывает перед героем Мартин, у каждого своя. Просто желания на уровне физиологии – кони-модели, красивые вещи – у Раздолбая стоят в приоритете. Конечно же, у каждого есть такие потребности и желания, но если человек ни разу не поднимался от основания этой пирамиды выше на несколько позиций и даже не стремится это сделать, то он остается тем самым Раздолбаем.

На фоне главного героя очень ярко раскрываются остальные персонажи – представители своего (и нашего, конечно же) времени.

Диана – творческая личность, очень эгоистична и эмоциональна. Хорошо знает, чего хочет от жизни.
Миша – один из друзей Раздолбая. Его отличают высокие моральные принципы, трудолюбие и жизнелюбие.
Мартин – также типичный представитель своего поколения. Сам автор говорит о том, что этот герой воплощает собой Воланда, который всячески искушает главного героя. Наглость, умение плыть по течению, честное отношение к себе и к жизни, «номенклатурность» – все это делает образ неоднозначным, но до жути привлекательным.

Представленные персонажи, как и все люди, имеют свои достоинства и недостатки, но их отличает от Раздолбая только одно – умение приспосабливаться к жизни и двигаться вверх по той самой пирамиде.

Время идет, а люди не меняются. Все те же желания, все те же потребности, все те же проблемы и заботы. Но во всем этом очень важно НЕ быть безразличными и ни в чем незаинтересованными.

На мой взгляд, эту постановку нужно показывать старшеклассникам и в целом молодежи - людям, перед которыми стоит выбор дороги и своего будущего. Тем, для кого быть заинтересованными и инициативными – характерные черты возраста.

Также хотелось бы отметить живой интерес режиссера и всей рабочей группы к зрительским откликам и впечатлениям. Было безумно приятно и интересно лично встретить режиссера и некоторых актеров на обсуждении постановки. Такие встречи, безусловно, делают публику ближе к театру.

Автор: Лусинэ Хатламаджиян



Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

16.05

Михаил Зощенко: «Вообще писателем быть очень трудновато»

Книги
15.05

Как Булгаков менял названия своих произведений?

Кирилл Казачинский подготовил книжный обзор ко Дню рождения Михаила Булгакова.

Книги
23.04

Сладкое бремя славы

Кирилл Казачинский подготовил книжный обзор о супергероях.

06.05

Следствие ведут попугаиха и цыпленок

Книги

Когда настоящее растворяется в прошлом

Наш обозреватель Кирилл Казачинский подготовил новый книжный обзор.

Смотреть все