Заставка: Ирина Иванова
Репортажи и рецензии

15 апреля 2022 года

Тайны реставраторов: мастерские Русского музея

Фото: Ирина Иванова

25 апреля 1922 года в Русском музее был основан Отдел реставрации. К 100-летию реставрационных мастерских и к 350-летию со дня рождения Петра I музей подготовил выставочные проекты. Прогуляемся по мастерским, посмотрим на предметы искусства и узнаем о работе реставраторов.


Русский музей и реставрация

Реставратор, или «врачеватель» произведений искусства, — это уникальная профессия, нацеленная на сохранение культурного наследия.

Реставрационная деятельность — важная часть работы каждого музея. Произведения искусства нуждаются в бережном обращении, в правильном хранении, в постоянном наблюдении за их состоянием, в консервации и восстановлении. Главная задача реставратора — вернуть произведение к художественному замыслу автора, привести его в состояние, максимально близко к изначальному. Продуманно, последовательно, внимательно, терпеливо, с любовью к делу. Здесь нет места спешке. 

Фото: Ирина Иванова

Ольга Анатольевна Бабина, заместитель генерального директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей:

Реставрация предметов музейного фонда — это возможность сохранить их на более долгие годы и передать последующим поколениям зрителей, музейных сотрудников и реставраторов… Мы не обновляем, не дописываем за художника.

Фото: restoration.rusmuseum.ru / 1995 год. Реставрационные работы

Русский музей занимается реставрацией предметов коллекции с момента своего основания императором Александром III в 1898 году. Особое подразделение — Служба реставрации музейных ценностей — в силу обстоятельств, возникло только в 1922 году. За сто лет существования сотрудники Службы реставрировали произведения из музейной коллекции, а также художественных собраний Петрограда и северных областей России, работали в годы блокады, занимались консервацией и приведением коллекции в экспозиционное состояние после возвращения памятников искусства из эвакуации. За это время были творчески переосмыслены традиционные методы российской школы реставрации и созданы новые методики консервации различных материалов.

Реставрационные мастерские и лаборатории Русского музея работают с графикой, древнерусской живописью, деревянной, гипсовой и каменной скульптурой, декоративной резьбой и мебелью, тканями, декоративно-прикладным искусством, картинными рамами, экспонатами в смешанных живописных техниках, художественными изделиями из керамики, стекла и металла. В 2005 году в Мраморном дворце была создана Мастерская по реставрации современных арт-объектов. В прошлом году в музее открылся фонд старой фотографии. Теперь в планах создание реставрационной мастерской фотографии.

Служба реставрации музейных ценностей Русского музея сегодня — это современный научно-реставрационный центр, состоящий из 13 мастерских (в том числе Отдела химико-биологических исследований), где работают 89 специалистов высокого профессионального уровня. Они проводят всестороннее технологическое исследование памятника до начала реставрационных работ и на его основе вырабатывают оптимальные и безопасные методы вмешательства, разрабатывают программу, документируют процесс и контролируют качество работ на всех этапах реставрации. Ежегодно мастера восстанавливают около 4000 экспонатов, созданных в разное время в различных техниках и материалах. В коллекции музея 421 795 предметов, и она ежегодно пополняется примерно 1500 объектами.


Мастерские

Отдел реставрации художественных изделий из керамики и стекла

Фото: Ирина Иванова

Заведующая отделом, художник-реставратор высшей категории Мария Александровна Бессмертная наносит глянцевое и матовое золочение на фарфоровое изделие.

Фото: Ирина Иванова

Отдел занимается холодной реставрацией (без обжига). В печи предметы часто деформируются, поэтому трудно рассчитать усадку фарфора. Кроме того, реставраторы восстанавливают утраченные детали по аналогичным элементам, взятым с родственных образцов, которые всегда не идентичны и выглядят чуть иначе. Возникают дополнительные хлопоты при посадке элементов по месту. Холодная реставрация помогает избежать этих трудностей.

Фото: Ирина Иванова

Одно из самых известных произведений искусства, отреставрированных здесь, — камин Михаила Александровича Врубеля «Вольга и Микула».

Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова
Фото: Алёна Абрамова

Отдел реставрации тканей

Фото: Ирина Иванова

Сотрудники мастерской работают со старинными и современными предметами, созданными в период с XV века до наших дней. Все вещи разные, уникальные и требуют своих методов реставрации. В работе специалистам помогают хирургические инструменты и умелые руки.

Фото: Ирина Иванова

Вышивка бисером XVIII века. В свое время такие предметы стоили дороже мебели.

Фото: Ирина Иванова

Это уникальная кукла в костюме боярыни Костромской губернии, с которой в детстве играла императрица Елизавета Петровна. В стране таких всего 14. Куколка была деформирована и оказалась практически плоской. Реставраторы вернули ей объем, восстановили наряд. Сейчас ее готовят к предстоящей выставке.

Фото: Ирина Иванова

Специалисты отдела проводят работы по расчистке и укреплению предметов искусства Древней Руси.

Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова

Недавно в отдел поступил мундир Петра I, который будет среди экспонатов выставки к юбилею императора. Мундир был сшит при вступлении Петра в чин капитана Преображенского полка. Реставрация займет несколько лет и продолжится после выставки.

Фото: Ирина Иванова

Портрет-шпалеру с изображением Петра I, отреставрированный в 1970-х годах в технике гобеленового ткачества, также можно будут увидеть на юбилейной выставке.

Фото: Ирина Иванова

Сотрудники отдела работают с современными материалами, которым они придают «исторический» вид. Также в мастерской есть специальный сундучок, хранящий запасы, оставленные рестовраторами-предшественниками.

Фото: Ирина Иванова

Специалист покрывает филонь тончайшей тонированной шелковой нитью, полученной из современной ткани.

Фото: Алёна Абрамова

Отдел реставрации фанерованной мебели

Фото: Ирина Иванова

Фанера — это тонкий срез древесины красивого рисунка и цвета. Из-за изогнутого направления волокон она не подходит для создания конструкции. Поэтому корпус изделия создается из простой технологичной древесины. На ее поверхность, как декорация, наклеивается тонкий слой древесины до 1.5мм толщиной.

Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова

Внутри этого уникального бюро, на дверце потайного ящика, была обнаружена подпись автора и дата изготовления. Сотрудники смогли найти документ, в котором упоминался этот мастер — он был участником конкурса на изготовление резных изделий для Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.

Фото: Ирина Иванова

Юрий Николаевич Макаров, заведующий отделом, художник-реставратор высшей категории, держит в руках образцы розового дерева. Чтобы провести реставрацию бюро из красного дерева, современный материал обрабатывают ультрафиолетом и состаривают.

Фото: Ирина Иванова

Благодаря рентгену, ультразвуку, анализу микроскопической структуры древесины, химическому анализу и другим методам исследования специалисты до начала реставрации могут понять вещь, с которой предстоит работать, и избежать ошибок.

Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова

Отдел реставрации золоченой резьбы

Специалисты отдела работают с золочеными предметами и памятниками с красочным слоем на деревянной основе.

Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова

На реставрации в мастерской находится рама к картине «Смерть Инессы де Кастро, морганатической жены португальского инфанта дона Педро» Карла Павловича Брюллова. Это историческая рама, в которой картина экспонировалась в залах музея.

Фото: Ирина Иванова

Во время блокады картина уехала в эвакуацию, а рама осталась в подвалах музея. Тяжелые условия хранения сказались на ее состоянии: была потеряла часть резного декора, отслоился золоченый грунт, началось поражение плесенью, из-за чего пропал былой блеск. Более 70 лет картина существует в другом обрамлении. Ведется длительная работа по консервации оригинальной рамы. Сотрудники надеются, что в скором времени она воссоединится с картиной.

Фото: Ирина Иванова

К сожалению, углы рамы не сохранились. Было принято решение начать их реконструкцию. Благодаря мастерству специалистов удалось воссоздать утраченные детали по старой фотографии экспозиции, когда картина находилась в исторической раме. Основная сложность заключалась в том, что фотография не показывает глубину рельефа.

Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова

Сектор реставрации резных икон и деревянной скульптуры

Фото: Ирина Иванова

Специалист восстанавливает скульптуру после предшествовавшей неудачной реставрации: удаляет лак и делает его разрядку для раскрытия авторской тонировки.

Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова
Фото: Алёна Абрамова

Отдел реставрации станковой древнерусской живописи

Фото: Ирина Иванова

Специалисты мастерской раскрывают авторскую живопись, послойно убирая наслоения микроскальпелем.

Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова

Рудольф Александрович Кесарев, ведущий художник-реставратор высшей категории Отдела реставрации древнерусской живописи.

Отдел реставрации станковой масляной живописи

Фото: Ирина Иванова

В свое время на этом столе реставрировались потолочные плафоны из Летнего дворца.

Фото: Ирина Иванова

Светлая мастерская оборудована различными приспособлениями для работы. Большие окна пропускают дневной свет, что важно для тонировки картин и воссоздания авторской живописи.
Фото: Ирина Иванова

Специалисты используют утюги для профилактической заклейки. Благодаря весу и нагреву клей проникает в красочный слой картины и восстанавливает связь красочного слоя с грунтом и холстом.

Фото: Алёна Абрамова

Это маленький утюжок для локального использования.

Фото: Алёна Абрамова

На юбилейную выставку к столетию мастерских отправится отреставрированная картина «Вид Колизея в Италии» (XIX в.) неизвестного художника. В данный момент атрибуцией занимаются фондовые отделы. Ранее полотно было разрезано на шесть частей (скорее всего, для удобной транспортировки) и в таком виде поступило на реставрацию.

Фото: Алёна Абрамова

Для экспозиции, посвященной 350-летию со дня рождения Петра I, специалисты отреставрируют картину Ивана Константиновича Айвазовского «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим».

Фото: Ирина Иванова

В предшествующие годы над картиной велись только косметические работы с дефектами (утратами, прорывами). В этот раз полотно проходит комплексную реставрацию. Технологические исследования позволили определить палитру и понять, чем можно удалить следы предыдущих вмешательств. Специалисты утончат слой желтого лака, которым картину покрыли в XX веке. Благодаря этому появятся нюансы, детали и вернется более холодная авторская палитра. Будут сделаны профессиональные тонировки. На поверхности оставят тонкую пленку авторского лака. Мастера работают только с привнесенным позже и с утратами, без внедрения в авторскую живопись.

Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова

Ольга Юрьевна Клёнова, ведущий художник-реставратор высшей категории по масляной живописи.


Выставки

С 21 апреля по 18 июля в Корпусе Бенуа пройдет выставка, посвященная высочайшему мастерству реставраторов. Посетители узнают о работе мастеров за сто лет и увидят около 330 отреставрированных произведений искусства.

Фото: Ирина Иванова

В залах готовится экспозиция.

Фото: Алёна Абрамова

К выставке подготовлен каталог. В него вошло больше 400 работ, а список реставраторов насчитывает более 300 имен.

Фото: Ирина Иванова / Генеральный директор Русского музея Владимир Александрович Гусев, заместитель генерального директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Ольга Анатольевна Бабина

Также часть реставрируемых предметов можно будет увидеть на экспозиции, посвященной юбилею Петра I.


Заставка: Ирина Иванова

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

16.05

Михаил Зощенко: «Вообще писателем быть очень трудновато»

Книги
15.05

Как Булгаков менял названия своих произведений?

Кирилл Казачинский подготовил книжный обзор ко Дню рождения Михаила Булгакова.

Книги
23.04

Сладкое бремя славы

Кирилл Казачинский подготовил книжный обзор о супергероях.

06.05

Следствие ведут попугаиха и цыпленок

Книги

Когда настоящее растворяется в прошлом

Наш обозреватель Кирилл Казачинский подготовил новый книжный обзор.

Смотреть все